Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи
Описание образовательной программы
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад компенсирующего
вида № 244 (далее – МБДОУ) реализует адаптированную образовательную программу
дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с
учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающую коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее – Программа).
В группах компенсирующей направленности
осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи), с 4-х лет до 7(8)-ми лет.
Программа разработана
с учетом специфики
дошкольного образования как фундамента всего последующего общего образования, в
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(далее – ФГОС ДО) и Примерной адаптированной основной образовательной
программой дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи
(одобренной решением федерально-методического объединения от 07.12.2017 Протокол
№ 6/17).
Программа реализуется на
государственном языке Российской Федерации, в течение всего времени пребывания детей в МБДОУ.
Срок реализации Программы – 3
года.
Программа
способствует реализации прав детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями
речи (ТНР), на получение доступного и качественного образования, обеспечивает
развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка
в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного,
творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов.
Целью Программы
является проектирование социальной ситуации развития, осуществление
коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно-пространственной
среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку
индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с
ОВЗ), в том числе с инвалидностью, - воспитанника с тяжёлыми нарушениями речи.
Доступное
и качественное образование детей дошкольного возраста с ТНР достигается через
решение следующих задач:
– реализация адаптированной основной образовательной программы;
– коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР;
– охрана и укрепление физического и психического детей с ТНР, в
том числе их эмоционального благополучия;
– обеспечение равных возможностей для полноценного развития
ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола,
нации, языка, социального статуса;
– создание благоприятных условий развития в
соответствии с их возрастными, психофизическими
и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала
каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и
миром;
– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
– формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности;
– формирование социокультурной среды, соответствующей
психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР;
– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;
– обеспечение преемственности целей, задач и содержания
дошкольного общего и начального общего образования.
При разработке и конструировании
адаптированной основной образовательной программы используются комплексные
образовательные программы, соответствующие ФГОС ДО.
Содержание образовательной
программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в
различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы,
представляющие определенные направления развития и образования детей:
·
Социально-коммуникативное
развитие;
·
Познавательное
развитие;
·
Речевое
развитие;
·
Художественно-эстетическое
развитие;
Для обеспечения полноценного
развития личности детей важным фактором является взаимодействие дошкольного
учреждения с родителями (законными представителями), так как семья является институтом первичной
социализации и образования ребенка.
Сотрудничество дошкольной
образовательной организации и семьи реализуется в форме совместной деятельности
педагогов и родителей. Оно, во-первых, выстраивается
на добровольных, доверительных,
партнерских отношениях и согласованных действиях обеих сторон. Во-вторых, на
общей системе ценностей и основанных на ней целей воспитания детей и не
противоречащих требований к ребёнку в семье и в детском саду. В-третьих, эта
деятельность требует формирования взаимно ценных отношений между воспитателями
и членами семьи, поддержки авторитета друг друга обеими сторонами.
Обмен
информацией о ребенке является основой для воспитательного партнерства между
родителями (законными представителями) и воспитателями, то есть для открытого,
доверительного
и интенсивного сотрудничества обеих сторон в общем деле образования и
воспитания
детей. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и
воспитания детей означает, что отношения обеих сторон строятся на основе
совместной
ответственности
за воспитание детей. Кроме того, понятие «партнерство» подразумевает, чтосемья
и дошкольное образовательное учреждение равноправны, преследуют одни и те же
цели и сотрудничают для их достижения. Согласие партнеров с общими целями и
методами воспитания и сотрудничество в их достижении позволяют объединить
усилия и обеспечить преемственность и взаимодополняемость в семейном и
внесемейном образовании.
Педагогически целесообразное
сотрудничество с семьями воспитанников планируется и реализуется педагогическими
работниками дошкольного образовательного учреждения. Условиями продуктивного
взаимодействия воспитателей и родителей служат специально организованная
подготовка педагогов, их включение в исследовательскую деятельность по изучению
особенностей семей воспитанников, передача воспитателям информации о
современной семье, её запросах, требованиях в области дошкольного образования.
Одним из центральных принципов, на
которых основывается педагогически обусловленное взаимодействие взрослых и
детей в дошкольном образовании с позиций ФГОС ДО, служит гуманизация.
Гуманистический подход в воспитании ребёнка дошкольного возраста основан,
прежде всего, на эмпатии, то есть на понимании чувств и переживаний, умении
принять нужды и потребности, проявить сочувствие, сострадание, выражающиеся в
соответствующем стиле взаимодействия взрослых с детьми. Поэтому педагогическое
просвещение родителей включает обучение взрослых способам гуманистического
взаимодействия с детьми. Такую педагогическую работу воспитатели могут
проводить при оптимальном гармоничном сочетании пребывания детей дошкольного
возраста, как в семье, так и в организации дошкольного образования.
Условия реализации сотрудничества
педагогов и родителей воспитанников в соответствии с современными требованиями
ФГОС ДО опираются на комплекс методов и форм совместной деятельности детей и
взрослых, обусловленных педагогическим содержанием. Важно осознание родителями
и воспитателями собственной педагогической функции. При этом формы
сотрудничества могут быть различными:
•
опрос
(анкетирование, интервью, беседа);
•
день
открытых дверей;
•
родительское
собрание; родительский клуб;
•
родительская
гостиная (встречи со специалистами);
•
круглый
стол; деловая игра;
•
беседа
с родителями;
•
индивидуальная
консультация;
•
семинар-практикум;
мастер-класс;
•
экскурсия;
субботник по благоустройству;
•
праздник;
интернет-сайт дошкольного учреждения;
•
выставка
(подборка) литературы на педагогическую тему;
•
информационный
стенд.
Эффективное и педагогически целесообразное
сотрудничество детского сада и семьи основывается на взаимномпризнании
взрослыми, воспитывающими ребёнка, педагогического авторитета друг друга как
субъектов единого педагогического процесса и непременном утверждении значимости
друг друга в глазах детей. Формирование уважительных взаимоотношений субъектов образовательного
процесса служит одним из перспективных направлений его гуманизации в
современных организациях дошкольного образования.