Доступная среда

Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб" 

В.В. Путин

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.

В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество.

Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому МБДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды с нарушением слухаХочу такой сайт

Инвалиды с нарушением зрения

Инвалиды с нарушением интеллекта  

Инвалиды на кресле-коляске

Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата  

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

  • закономерности психического развития,
  • показатели здоровья дошкольников,
  • психолого-физиологические особенности,
  • уровень общего развития,
  • коммуникативные особенности и речевое развитие,
  • эмоциональное благополучие.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС ДО.

При построении коррекционной образовательной среды МБДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

  1. Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
  2. Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
  3. Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
  4. Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
  5. Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
  6. Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
  7. Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

В МБДОУ № 244 присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, физическую и эмоциональную деятельность детей. Созданная коррекционно-развивающая среда в ДОУ - это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. 

Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС), является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ

В МБДОУ № 244 проводятся работы по созданию условий для организации доступной среды в соответствии с планом.

 
Письмо Министерства общего и профессионального образования Св. обл. от 17.08.16 № 02-01081 7162.pdf (скачать) (посмотреть)
Постановление Правительства Свердловской области от 11.02.2014 N 70-ПП.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ Министерства общего и проф. обр. Сверд. обл. от 01.09.2015 № 430-д.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ Минобрнауки РФ от 9 ноября 2015 года № 1309.pdf (скачать) (посмотреть)
Распоряжение Управ. обр. администр. г. Екатеринбурга от 22.09.2016 № 1992 46 36.docx (скачать)
Конвенция ООН о правах инвалидов.pdf (скачать) (посмотреть)
Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г..pdf (скачать) (посмотреть)
ФЗ о внесении изменений в законодательные акты.pdf (скачать) (посмотреть)
Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 28.12.2017).pdf (скачать) (посмотреть)
Федеральный закон №419 от 01.12.2014г..pdf (скачать) (посмотреть)
Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1156 О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.pdf (скачать) (посмотреть)
Свод правил СП 59.13330.2016.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (ред. от 27.11.2017.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 (ред. от 18.0.pdf (скачать) (посмотреть)
Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 (ред. от.pdf (скачать) (посмотреть)
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018.pdf (скачать) (посмотреть)
ФЗ об основах социального обеспечения.pdf (скачать) (посмотреть)
Государственная программа РФ Доступная среда.pdf (скачать) (посмотреть)
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017 (1).pdf (скачать) (посмотреть)
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018.pdf (скачать) (посмотреть)
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018.pdf (скачать) (посмотреть)
Кодекс РФ об административных нарушениях.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».