АОП (для перенесших К.И. )
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа составлена в соответствии с: • Федеральным государ-ственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Мини-стерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. зарегистриро-вано Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) (далее ФГОС ДО)); в редак-ции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264); • Федеральной адаптированной образова-тельной программой дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022, зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 27.01.2023, регистрационный № 72149) (далее ФАОП ДО).
Цель Программы (п.10.1. ФАОП ДО): обеспечение условий для дошкольного образовния, определяемых общими и особыми потребностями ребенка дошкольного возраста, перенесшего операцию по КИ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачи Программы (п.10.2. ФАОП ДО):
- реализация содержания АОП ДО для обучающихся, перенесших операцию по КИ;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающихся, перенесших операцию по КИ;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, перенесших опе-рацию по КИ, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития обучающихся, перенесших операцию по КИ в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизиче-скими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каж-дого обучающегося, перенесшего операцию по КИ как субъекта отношений с педагогическим ра-ботником, родителями (законными представителями), другими детьми;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе ду-ховно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведе-ния в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности обучающихся, перенесших операцию по КИ, раз-витие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, ини-циативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивиду-альным особенностям развития обучающихся, перенесших операцию по КИ;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся, перенесших операцию по КИ;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального обще-
150
го образования. Вариативная часть Программы составлена ориентирована на специфику нацио-нальных, социокультурных, региональных условий. Составлена с учетом индивидуальных потреб-ностей воспитанников с КИ и мнением родителей (законных представителей).
Формы организации психолого-педагогической помощи семье
1. Коллективные формы взаимодействия
Общие родительские собрания.
Проводятся администрацией МБДОУ 2 раза в год, в начале, и в конце учебного года.
Задачи:
- информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно- образо-вательной работы;
- решение организационных вопросов;
- информирование родителей по вопросам взаимодействия МБДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.
Групповые родительские собрания.
Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходи-мости.
Задачи:
- обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;
- сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;
- решение текущих организационных вопросов.
«День открытых дверей».
Проводится администрацией МБДОУ в апреле для родителей детей, поступающих в МБДОУ в следующем учебном году.
Задача: знакомство с МБДОУ, направлениями и условиями его работы.
«Семейный клуб».
Работа клуба планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия школы проводятся специалистами МБДОУ один раз в два месяца.
Формы проведения: тематические доклады; плановые консультации; семинары; тренинги;
«Круглые столы», практические занятия, онлайн-консультирование, вебинары.
Задачи:
- знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии;
- ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе.
Проведение детских праздников и «Досугов».
Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты и воспитатели МБДОУ с привлечением родителей.
Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и рас-пространение его на семью.
2. Индивидуальные формы работы
Анкетирование и опросы.
Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.
Задачи:
- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
151
- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;
- определение оценки родителями работы МБДОУ.
Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану инди-видуальной работы с родителями.
Задачи:
- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;
- оказание индивидуальной помощи в форме домашних заданий.
«Служба доверия». Работу службы обеспечивают администрация. Служба работает с персо-нальными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.
Задача: оперативное реагирование администрации МБДОУ на различные ситуации и пред-ложения.
Родительский час. Проводится учителями-логопедами групп по запросу один раз в неделю по средам во второй половине дня с 17 до 18 часов.
Задача: информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком, разъяснение способов и методов взаимодействия с ним при закреплении материала в домашних условиях, по-мощь в подборе дидактических игр и игрушек, детской литературы, тетрадей на печатной основе, раскрасок, наиболее эффективных на определенном этапе развития ребенка.
3. Формы наглядного информационного обеспечения
Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, «Готовимся к школе», «Раз-виваем руку, а значит и речь», «Игра в развитии ребенка», «Как выбрать игрушку», «Какие книги прочитать ребенку», «Как развивать способности ребенка дома»).
Задачи:
- информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОО;
- информация о графиках работы администрации и специалистов.
Выставки детских работ. Проводятся по плану образовательной работы.
Задачи:
- ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;
- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребен-ка.
Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подби-раются в форме, доступной для понимания родителями. Проводятся 2 раза в год.
Задачи:
- создание условий для объективной оценки родителями успехов и трудностей своих детей;
- наглядное обучение родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в до-машних условиях.
В реализации задач социально-педагогического блока принимают все специалисты и воспита-тели специального детского сада. Сфера их компетентности определена должностными инструк-циями.
Проектная деятельность
Совместные и семейные проекты различной направленности. Создание совместных детско-родительских проектов (несколько проектов в год).
Задачи: активная совместная экспериментально-исследовательская деятельность родителей и детей.
Опосредованное интернет-общение. Создание интернет-пространства групп для родителей на платформе VK Мессенджер, т.н. онлайн-консультирования
Задачи: позволяет родителям быть в курсе содержания деятельности группы, даже если ребе-нок по разным причинам не посещает детский сад. Родители могут своевременно и быстро полу-чить различную информацию: презентации, методическую литературу, задания, получить ответы по интересующим вопросам.