Дополнительная образовательная программа хореографической студии "Каблучок"
Описание образовательной программы
На протяжении длительного времени
одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство,
представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе
эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и
как хранитель нравственного опыта человечества.
Дошкольное образовательное учреждение
должно создать такие условия обучения и воспитания каждого индивида, при
которых исчезла бы самая возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим,
художественно-эстетическим, нравственным, физическим и эмоциональным развитием
личности. Хореографии обучают в дошкольных образовательных учреждениях крайне
редко, в основном ограничиваясь введением занятий музыкально-ритмических
движений, являющихся составной частью хореографического обучения. Ограниченно
представлено и программно-методическое обеспечение этого предмета для
дошкольного образования. Основной недостаток современных программ по
музыкально-ритмическому воспитанию состоит в том, что они не предусматривают
системы обучения детей раннего и среднего возраста и построены практически на
бальной хореографии, не используя возможности народного и классического танцев.
Дошкольный возраст - один из наиболее
ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы
закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и
физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех
лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его
потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной
период. В то же время, в возрасте от 3 до 6 лет закладываются основы
нравственного и эстетического мироощущения человека. Искусство танца – это
синтез эстетического и физического развития человека. Общеразвивающие
упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы танца исполняются под
музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки, многообразие
её жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение. Увлекательно, в
процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется
опорно-двигательный аппарат, развиваются координация движений и ориентация в
пространстве.
Данная программа разработана в
соответствии с общей концепцией дошкольного воспитания и современными
методиками и формами обучения танцам. Программа направлена на гармоничное
развитие личности, на формирование у воспитанников танцевальных навыков, что
способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное
значение и доставляют эстетическую радость.
Основной целью занятий хореографией
является пробуждение в детях стремления к прекрасному, интереса к музыкальному
и двигательному творчеству; усиление эмоциональной отзывчивости и творческой
активности; знакомство детей с танцевальной культурой своего народа и народов
других стран; развитие образного мышления и воображения. Основной задачей
занятий является формирование у детей танцевальных двигательных знаний, умений,
навыков на основе овладения и освоения программного материала.
Занятия хореографией способствуют
укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию
креативности, координации, произвольности эмоциональности, воспитывают
настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в
физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки
отводится упражнениям классического танца. Таковы особенности обучения детей
дошкольного возраста искусству хореографии.
Дополнительная общеобразовательная
программа «Дополнительная общеразвивающая программа художественной
направленности «Каблучок» (далее - Программа) - документ, в содержании которого
преобладает представление своеобразия организации образовательной деятельности,
в соответствии с современными нормативными требованиями к качеству образования
в дошкольном образовательном учреждении, действующими в сфере дошкольного
образования, с учетом особенностей (возрастных, индивидуальных) воспитанников МБДОУ.
Программа разработана в
соответствии с:
- Федеральным
законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ
Минобрнауки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г.);
- СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы в дошкольных организациях». Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26;
- Авторскими программами О.В.Усовой
«Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр Танца», А.И.Бурениной
«Ритмическая мозаика», Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной, Танцевально-игровая
гимнастика для детей «СА ФИ ДАНСЕ».
Программа определяет содержание и
организацию дополнительного образования для детей дошкольного возраста и
направлена на развитие основных психических процессов (восприятие, память,
мышление, воображение) средствами хореографии с поэтапным переходом от игровых
форм для детей 3 лет до создания танцевальных мини - спектаклей для детей 7
лет.
Структурно программа представляет
собой комплекс из 2 модулей, каждый из которых состоит из тематического плана,
содержания курса, требований к уровню подготовки детей, учебно-методического
обеспечения занятий.
Модуль «Танцевально-ритмическая гимнастика».
Он включает в себя образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет
сюжетный характер и целевую завершенность; физические упражнения, входящие в
такую композицию, оказывают определенное воздействие на все группы мышц тем
самым, решая конкретные задачи программы. Все композиции объединяются в
комплексы упражнений для детей различных возрастных групп. Является основой для
развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих
свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку,
соответственно и структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и
другим средствам музыкальной выразительности. Модуль служит основой для
освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование
умений и навыков.
Модуль «Искусство танца». Задача –
расширить лексику движений ребенка, развить его двигательную память, позволяет
непосредственно создавать с детьми танцы, направленные на формирование у
воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры
ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую
радость занимающимся.
Новизна программы состоит в том, что
система обучения танцу строится с учетом индивидуальных и психофизиологических
особенностей каждого ребенка; танец рассматривается как способ развития
основных познавательных процессов личности ребенка и его эмоционально-волевой
сферы и двигательной культуры.