ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 244
(МБДОУ - детский сад компенсирующего вида № 244)
620098,г.Екатеринбург,ул.Коммунистическая,д.6-а.Телефон/факс (343)320-70-72,
http://244.tvoysadik.ru/
ПРИНЯТА:
на Педагогическом совете
Протокол № 1от
29.08.2024г.
СОГЛАСОВАНА:
Заседанием Совета родителей
Протокол № 1
от 29.08.2024 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ –
детский сад компенсирующего вида
№ 244
_______________ М. А. Безрукова
Приказ № 75 от 30.08.2024 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ДЕТСКАЯ АЭРОБИКА»
для детей от 4 до 7 (8лет)
(направленность: физкультурно - оздоровительная)
Срок реализации – 3 года
Екатеринбург, 2024
Содержание
Введение
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
-цели и задачи реализации Программы
-принципы и подходы к формированию Программы
-значимые для разработки и реализации Программы характеристики
1.2.Планируемые результаты освоения детьми возрастных групп Программы
2. Содержательный раздел
2.1.Содержание педагогической работы по освоению Программы
2.2.Формы, способы, методы и средства реализации Программы
2.2.1. Формы организации образовательной процесса
2.2.2.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
3.Организационный раздел
3.1.Оборудование и оснащение для занятий «Детской аэробики»
3.2.Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
3.3. Особенности организации Программы
Введение
Дополнительная общеразвивающая программа «Детская аэробика» - физкультурнооздоровительной направленности, по организации двигательной деятельности, воспитания и оздоровления детей. Программа представляет собой вариант разноуровневого
планирования образовательной деятельности, разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.
Программа направлена на создание условий для более углубленного освоения образовательной области: «Физическое развитие» - по «Формированию начальных представлений о здоровом образе жизни» и «Физическая культура».
Программа охватывает комплекс содержания и организации жизни и воспитания детей
в условиях ДОУ, совместной деятельности педагога дополнительного образования и дошколят, взаимодействия с семьями воспитанников.
Программа, по которой ведѐтся обучение, ориентирована на работу с детьми,
независимоот наличия у них специальных навыков.
Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
Срок реализации Программы «Детская аэробика» – 3 года.
Программа «Детская аэробика» реализуется на государственном языке Российской
Федерации - русском.
1. Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка
Фитнес- аэробика — вид активности, в котором сочетается умеренная физическая
нагрузка, элементы танцев, спортивно-игровые моменты и музыка, которые укрепляют
мышцы ребенка, повышают способность ориентироваться в пространстве, развивают
координацию и ловкость движений, чувство ритма, гибкость и пластичность, внимание и
быстроту реакции. На занятиях по детской фитнес-аэробике рационально сочетаются разные
виды и формы двигательной деятельности: элементы звероаэробики, танцевальной,
спортивной, степ-аэробики. На занятиях ребята могут выплеснуть излишки энергии,
укрепить организм, подзарядиться положительными эмоциями и научиться общаться со
сверстниками. Самое главное — вызвать у детей интерес к выполнению упражнений.
Актуальность:
Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время стала очень
актуальной, так как обществу нужны творческие, гармонично развитые, активные личности.
Негативное влияние на организм ребенка различных факторов окружающей среды
приводит к ухуд- шению состояния его здоровья, снижению умственной и физической
активности.
Правильное физическое воспитание детей укрепляет и закаливает организм, повышает
резистентность к воздействию отрицательных факторов окружающей среды, является
наиболее эффективным средством неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором роста и развития детей. Двигательные умения paзвиваются в основных видах
движений, к которым относится ходьба, бег, прыжки, лазание, метание. Двигательные
навыки имеют большое значение не только для физической подготовки, но и для
ocуществления различных видов деятельности (лепка танцы, занятия музыкой математикой) Человек, двигательные навыки которого развиты недостаточно, вряд, ли сумеет полностью реализовать свои желании и стремления.
Мы знаем, как трудно заставить ребенка целенаправленно заниматься физическими
упражнениями. Ему должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а
потому, что ему это нравится. Детская аэробика нравится детям, ведь веселые стихи и
музыка, сопровождающие их, способствуют эмоциональному подъему. Дети с удовольствием выполняют предложенные упражнения, даже сложные и трудные.
Таким образом, решаются оздоровительные задачи физического воспитания, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход, учитываются психические особенности детей.
Образовательная программа является модифицированной и составлена согласно
прин- ципам педагогической целесообразности перехода от простого к более сложному.
Занятия по программе «Детская аэробика » создают необходимый двигательный режим
и положительный психологический настрой.
Цель:
Укрепление здоровья детей дошкольного возраста средствами физических упражнений,
создание благоприятных условий для личностного развития, творческой активности через
приобщение к физической культуре, формирование основ здорового образа жизни.
Задачи:
1 год
обучения:
2 год
обучения
3 год
обучения:
Образовательная
знакомить с элементарными
знаниями
по
физическому
воспитанию;
- формировать
жизненно
необходимые умения и навыки;
- заботиться о формировании
осанки детей, укреплении мыщц
стоп, а также мышц кистей и
пальцев рук.
-
- обучить
необходимым
знаниям
по
физическому
воспитанию;
- анализировать и оценивать
последовательность и качество
своих действий;
- закреплять приобретенные
детьми
ранее
двигательные
навыки и умения;
- продолжать
формировать
навык правильной осанки;
- изучить комплексы ОРУ,
упражнений на степ-платформах
и
больших
ортопедических
мячах.
- обучить
необходимым
знаниям
по
физическому
воспитанию;
- формировать
жизненно
необходимые умения и навыки;
- ознакомить с правилами
само- контроля своего состояния
здоровья на занятиях и дома;
-сформировать
навык
правильной осанки;
- обучить
навыкам
Развивающая:
- развивать
и
совершенствовать
основные
физические
качества,
двигательные умения и навыки;
способствовать развитию
мелкой моторики, правильного
дыхания;
- способствовать
развитию
координированности
движений, их экономичности и
ритмичности.
- развивать
и
совершенствовать
основные
физические
качества,
двигательные умения и навыки;
способствовать развитию
мелкой моторики, правильной
речи, дик- ции, правильного
дыхания;
- развивать
интерес
к
физической культуре и спорту.
- развивать
и
совершенствовать
основные
физические
качества,
двигательные умения и навыки;
способствовать развитию
мелкой моторики, правильной
речи, дикции, правильного
дыхания;
- развивать
интерес
к
физической культуре и спорту.
Воспитательная:
Оздоровительная:
- воспитывать
- охрана и укрепление
дружеские
здоровья детей;
взаимоотношения между
- воспитание потребности в
детьми;
здоровом образе жизни
- снижение заболеваемости.
- воспитывать
морально-волевые качества;
- развивать
познавательный интерес и
расширять кругозор.
- воспитывать
- повышение
физические качества;
функционального уровня
- воспитывать
органов и систем
морально-волевые качества.
организма путем
оптимальных
физических нагрузок;
- повышение физической и
умственной работоспособности;
- снижение заболеваемости.
воспитывать
- повышение
физические качества;
функционального уровня
- воспитывать
органов и систем
морально-волевые качества.
организма путем
оптимальных
физических нагрузок;
-осуществление коррекции
имеющихся функциональных
нарушений опорнодвигательного аппарата, зрения,
нервной,
-
диафрагмально-релаксационного
дыхания;
- изучить комплексы ОРУ,
упражнений на степ-платформах
и
больших
ортопедических
мячах.
- сердечно-сосудистой,
дыхательной и других систем
организма;
- повышение физической и
умственной работоспособности;
- снижение заболеваемости
Во время тренировки сочетаются разные виды, формы двигательной деятельностии
направления аэробики.
Особенности программы:
Во-первых, программа «Детская аэробика » это комплекс физической подготовки
(силовые упражнения на укрепление мышц, упражнения на гибкость и растяжку,
хореографические и танцевальные программы), направленный на оздоровление
человеческого организма, и может включать в себя самые разнообразные дисциплины.
Однако, кроме этого, сюда же относятся кардиотренировки, оказывающие положительное
воздействие пасердечную и легочную системы.
Во-вторых, «Детская аэробика » подразумевает использование нестандартного
детского спортивно-игрового оборудования, нетрадиционные виды проведения занятий,
использование элементов различных видов спорта, гимнастики, фитнеса.
В-третьих, занятия необходимо проводить в игровой форме с использованием игровых методов, технологий.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Характеристика развития детей от 4 до 5 лет
В возрасте от 4 до 5 лет происходит дальнейший рост и развитие детского организма,
совершенствуются физиологические функции. Происходит структурные изменения
мышечной ткани, суставно-связочного аппарата. В этом возрасте интенсивно развиваются
моторные функции. Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким
уровнем самостоятельности действий. Движение детей имеют вполне преднамеренный и
целеустремленный характер: дети хорошо различают виды движений, представляют себе
их смысл, назначение, частично овладевают умением выделять наиболее существенные их
элементы.
Для них характерно недостаточно четкое и правильное выполнение двигательных
заданий, что обусловлено неустойчивостью волевых усилий по преодолению трудностей. К
этому возрастному периоду дети достаточно хорошо овладевают навыками ходьбы. Однако у
многих детей еще отсутствуют непринужденное положение корпуса и головы,
согласованные движения головы и ног.
Устойчивая фаза полета наблюдается у всех детей, но беговой шаг остается
недостаточно равномерным, скорость невысока, отталкивание не сильное, полет
короткий,
движение рук малоактивны.
Возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко; соблюдать
определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим.
Уровень функциональных возможностей организма повышается, увеличивается их
работоспособность.
Характеристика развития детей от 5 до 6 лет
В возрасте с 5-6 лет у детей совершенствуются основные нервные процессы,
существенно улучшается их подвижность, уравновешенность, устойчивость. Происходит
дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Изменяется форма
грудной клетки, завершается процесс ее формирования и окостенения, устанавливается
грудной тип дыхания. В этом возрасте более развитыми оказываются те группы мышц,
которые активнее действуют в обыденной деятельности детей. Это, прежде всего группы
мышц, обеспечивающие вертикальное положение тела, ходьбу, бег и т.д. Относительно
мало развиты мелкие мышцы шеи, груди, поясницы, кисти руки, некоторые мышцы и
связки позвоночного столба.
Движения старших дошкольников становятся все более осмысленными,
мотивированными и управляемыми. Но в целом в характере двигательной активности
детей сохраняются еще черты, типичные для предыдущих возрастных периодов —
высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность
завершить ее по первому требованию, нежелание выполнять требования, лишенные
непосредственного интереса. В то же время детей повышается способность к
произвольной регуляции двигательной активности.
Старшие дошкольники обладают достаточным запасом двигательных умений и
навыков и осознанно пользуются ими в своей деятельности. Движения детей приобретают
слаженность, уверенность, стремительность, легкость. Происходит совершенствование
приобретенных ранее двигательных качеств и способностей: скоростно-силовые и
координационные способности (ловкость), гибкость и выносливость.
Отмечается значительный естественный прирост физической работоспособности и
выносливости.
К шести годам у большинства мальчиков и девочек появляться устойчивое стремление
к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях. Они охотно
объединяются по интересам, и длительное время играют, взаимодействуя для достижения
цели в соответствии с принятыми на себя ролями и подчиняясь правилам игры. С
взрослыми и сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и партнерства.
Характеристика развития детей от 6 до 7 лет
На седьмом году жизни движения становятся более координированными и точными.
Движения ребенка могут выражать его эмоциональное состояние, переживания по поводу
различных событий. К концу старшего дошкольного возраста ребенок овладевает
практически всеми видами физической активности. Ребенок способен легко ходить, бегать,
энергично отталкиваться от опоры. Может легко освоить элементы спортивных игр.
Способен относительно быстро ориентироваться в пространстве.
Также они уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что
появляется доступность в умении выполнять упражнения с различной амплитудой,
переходя от медленных, к более быстрым движениям по заданию педагога. Ребята
способны осуществлять частичный контроль выполняемых действий, на основе предварительного объяснения упражнения самостоятельно выполнять многие его виды. Также у
детей появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что значительно по
сравнению с предыдущим возрастным контингентом ускоряет формирование двигательных
навыков и качественно их улучшает.
В коллективной деятельности у детей формируются навыки самоорганизации и
взаимоконтроля, они проявляют волевые усилия при выполнении заданий, и для них важен
результат.
На каждом занятии необходимо четко ставить перед детьми задачу, дать возможность
осмыслить ее и объяснить ход и способы выполнения задания. Большое значение имеют
четкий анализ и оценка деятельности детей, особенно по ходу выполнения упражнений. К
этому процессу целесообразно привлекать и самих детей. В этом возрасте дети успешно
решают новые разнообразные задачи, раскрывают свои творческие возможности,
артистичность.
1.2.
Планируемые результаты освоения детьми программы «Детская
аэробика»
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые
базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. В результате освоения данной
программы происходит формирование у ребенка потребности к систематическим занятиям
физической культурой, к соблюдению норм здорового образа жизни. Также формируется
установка на освоение ценностей физической культуры, укрепление здоровья и культурное
развитие в условиях физической активности, направленной на физическое совершенствование.
К целевым ориентирам дошкольного образования в соответствии с Программой
«Детская аэробика» относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
Ребенок овладеет разнообразными двигательными умениями и навыками;
Ребенок приобретет навыки самоконтроля за состоянием здоровья;
Ребенок приобретет необходимые гигиенические навыки;
Ребенок разовьет физические и психомоторные навыки;
Ребенок укрепит здоровье;
Ребенок научится творческому самовыражению посредством двигательных действий;
Ребенок разовьет художественно-эстетический вкус, воображение и фантазию;
Ребенок научится красиво, грациозно двигаться.
Результатом освоения программы «Детская аэробика» будет являться формирование
таких качеств личности как организованность, толерантность, целеустремлѐнность,
любознательность, коммуникабельность, артистичность, способность к эмпатии,
дружелюбие, организаторские способности, потребность в здоровом образе жизни.
Система оценки результатов освоения программы
Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика - оценка индивидуального развития детей дошкольного
возраста, связана с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим
планированием педагогической деятельности. Педагогическая диагностика проводится в
ходе наблюдений за активностью детей в специально организованной деятельности. От
данных показателей зависят структурированность занятия и уровень физической нагрузки
для каждого ребенка. Отслеживание состояния здоровья на занятиях ведется постоянно
(пульсометрия, внешние признаки).
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского
развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития
каждого ребенка в ходе физического развития.
В ходе образовательной деятельности инструктор по физической культуре должен
создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и
скорректировать свои действия по итогам полугодия, учебного года.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются для решения
следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
1 год обучения
дети 4-5 лет
будут знать: Элементарные
знания
по
физическому воспитанию;
Способы укрепления здоровья
с помощью физических упражнений,
соблюдения
режима
дня,
гигиенических навыков.
Элементарные
упражнения
направленные
на
улучшение
состояния
опорно-двигательного
аппарата (осанки и стоп).
-
будут уметь:
Применять
элементарные
знания по физическому воспитанию;
Использовать
способы
укрепления здоровья с помощью
физических
упражнений,
соблюдения
режима
дня,
гигиенических навыков.
Использовать элементарные
упражнения
направленные
на
улучшение
состояния
опорнодвигательного аппарата (осанки и
стоп)
2 год обучения
дети 5-6 лет
- Способы укрепления здоровья с
помощью физических упражнений,
соблюдения
режима
дня,
гигиенических навыков, закаливания.
- Комплексы
упражнений
направленные
на
улучшение
состояния
опорно-двигательного
аппарата (осанки и стоп), зрительного
анализатора, сердечно - сосудистой,
дыхательной
и
других
систем
организма.
- Правила
здорового
образа
жизни, ответственность личности за
свое здоровье.
- Применять
средства,
способствующие повышению уровня
физического раз- вития и степени его
гармоничности,
приемы
формирования мораль- но-волевых
качеств.
- Использовать
приемы,
снижающие
утомляемость,
гипервозбудимость,
повышающие
психические функции (па- мять,
внимание,
мышление,
наблюдательность, воображение).
- Применять
методики
оздоровительного
характера
для
укрепления своего здоровья.
3 год обучения
дети 6-7 лет
- Необходимые
знания
по
физическому воспитанию;
- Правила самоконтроля своего
состояния здоровья на занятиях и дома;
- Навыки
диафрагмальнорелаксационного дыхания;
- Комплексы ОРУ, упражнений на
тренажерах и больших ортопедических
мячах.
- Применять необходимые знания по
физическому воспитанию;
- Использовать
правила
самоконтроля своего состояния здоровья
на занятиях и дома;
- Использовать
навыки
диафрагмально-релаксационного
дыхания;
- Применять
комплексы
ОРУ,
упражнений на тренажерах и больших
ортопедических мячах.
Карта наблюдений детского развития
по программе «Детский фитнес»
Возрастная группа
Педагог
№ Фамилия, имя
п/п ребенка
Физические качества
выносливость
Н.г.
К.г.
ловкость
Н.г. К.г.
Музыкально-ритмические
равновесие
Н.г. К.г.
Оценка результативности проводится по 5-ти бальной системе
гибкость
Н.г. К.г.
ритмичность
Н.г.
К.г.
пластичность
Н.г.
К.г.
Общий
балл
растяжка
Н.г. К.г. Н.г.
К.г.
2. Содержательный раздел
2.1.
Содержание психолого-педагогической работы по освоению программы
«Детская аэробика»
Содержание психолого-педагогической работы по освоению программы «Детская аэробика» для
детей от 4 до 7 лет обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных
видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные
направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
- Формировать правильную осанку при выполнении упражнений.
- Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
- Закреплять и развивать умение ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног. Учить
бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.
- Учить энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с
продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места
учить сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие.
- Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения.
- Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость, гибкость, ловкость, силу.
- Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил
игры.
- Во всех формах организации двигательной деятельности развивать у детей организованность,
самостоятельность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со
сверстниками.
- Развивать красоту, грациозность выполнения физических упражнений под музыку.
- Формировать умения пользоваться спортивным оборудованием при выполнении упражнений.
Подвижные игры. Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами
и т. д.
Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.
Воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Приучать к
выполнению действий по сигналу.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
- Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения.
- Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
- Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость.
- Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры.
- Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать
его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе.
- Учить ориентироваться в пространстве.
- Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам.
- Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими
упражнениями, убирать его на место.
- Развивать красоту, грациозность выполнения физических упражнений под музыку.
- Формировать умения пользоваться спортивным оборудованием при выполнении упражнений.
Подвижные игры. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые
подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.
Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играхэстафетах.
Учить спортивным играм и упражнениям.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
- Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
- Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
- Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости,
точности, выразительности их выполнения.
- Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.
- Добиваться активного движения кисти руки при броске.
- Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне,
шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном педагогом темпе.
- Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.
- Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.
- Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.
- Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоя- тельность,
творчество, фантазию.
- Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать
собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.
- Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в об- ласти
спорта.
- Развивать красоту, грациозность выполнения физических упражнений под музыку.
- Формировать умения пользоваться спортивным оборудованием при выполнении упражнений.
Подвижные игры. Учить детей использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с
элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила,
быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ори- ентироваться в
пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками,
справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.
Направления детской аэробики:
Классическая аэробика для детей — это комплекс физических упражнений, который при
минимальной нагрузке на позвоночник даѐт возможность улучшить осанку, укрепить мышечный
корсет, развить чувство равновесия и гибкость. Комплекс состоит из подготовительной, основной и
заключительной части.
Танцевальная аэробика — это заряжающий энергией и повышающий настроение коктейль из
аэробных упражнений, танцевальных связок, движений и шагов (например, из хип-хопа или сальсы).
Тренировки начинаются с разминки и завершаются упражнениями на растяжку. Такие занятия
укрепляют мышцы, делают тело более пластичным, учат чувствовать ритм.
Силовая аэробика — упражнения силовой направленности (с гантелями, мячами, мешочками,
кубиками).
Степ-аэробика подходит для детей старше 5 лет. Упражнения выполняются на специальной
платформе, высота которой не превышает 10 см. Основу составляют различные прыжки, шаги и их
комбинации. Это хорошая тренировка для сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Степаэробика развивает ловкость и быстроту, учит фокусировать внимание, сохранять равновесие,
улучшает умение ориентироваться в пространстве.
Фитбол-аэробика — вид оздоровительной аэробики с использованием больших гимнастических
мячей (фитболов). Занятия фитболом дают уникальную возможность воздействовать на мышцы спины
и позвоночник, вестибулярный аппарат, координацию движений.
2.Учебно-тематический план 4-5 лет
Месяц Тема
Задачи
вид ОД
Всего
часов
Сентяб Основы Учить детей выполнять выразительные
рь
классич движения в соответствии с музыкой,
еской
закреплять выполнение основных видов
аэробик движений осознанно, быстро и ловко, учить
и
играм с элементами соревнования.
Октябр Основы Учить детей выполнять выразительные
ь
классич движения в соответствии с музыкой,
еской
закреплять выполнение основных видов
аэробик движений осознанно, быстро и ловко, учить
и
играм с элементами соревнования.
8
Ноябрь Основы
степаэробик
и
Декабр Танцева
ь
льная
аэробик
а
8
Учить ходьбе по ограниченной поверхности, 8
сохраняя равновесие, закреплять навыки
ползания, совершенствовать навыки прыжков
на двух ногах через гимнастические палки.
Учить детей выполнять выразительные
8
движения в соответствии с музыкой,
закреплять выполнение основных движений
осознанно, быстро и ловко, учить
играм с элементами соревнования
Январь Силова - освоение техники силовой подготовки для
8
я
улучшения телосложения и оздоровления; аэробик овладение упражнениями с
а
гимнастическими палочками; разучивание
связок, блоков и программ с использованием
основных движений в танцевальном
стиле; учить чувствовать расслабление и
напряжение мышц корпуса; развивать кисти
рук, мышцы плечевого пояса и плеч;
развивать чувства ритма, координации
движений, артистичности.
14
Длитель Оборудован
ность
ие
одного
занятия
в
минутах
20 минут Кубики,
обручи,
мягкие мячи
20 минут Кубики,
обручи,
пластмассов
ые мячи, три
корзины для
игры
«Салют,
аудио запись
для
ритмичного
танца
«Ковбои»
20 минут Степы
гимнастическ
и е палки
20 минут Коврики
гимнастическ
ие
20 минут Гантели,
кубики, мячи
Февра
ль
Степаэроби
ка
Учить сохранять равновесие на ограниченной
поверхности и приподнятой площади;
закреплять умение спрыгивать с высоты30-50
см; совершенствовать навыки подлезания под
дуги правым и левым боком, не касаясь
руками пола.
Март
Фитбол ознакомление с общейструктурой и
содержанием занятия фитболаэробикой ; аэроби освоение техники базовых шагов, изучение
ка
комбинаций и упражнений на фитболах;
совершенствовани екоординации движений и
чувства равновесия; умениесочетать
движения с музыкой и словом; упражнять в
танцевальных движениях; развивать
внимание, память
Апрель Танцев Формировать у детей танцевальные движения.
альная Способствовать повышению общей
аэробик культуры ребѐнка Развивать у детей чувство
а
ритма и двигательных способностей. Учить
детей выполнять движения под музыку
красиво, свободно, координационно.
Май
Силова освоение техники силовой подготовки для
я
улучшения телосложения и оздоровления;
аэробик овладение упражнениями с гимнастическими
а
палочками; разучивание связок, блоков и
программ с использованием основных
движений в танцевальном стиле; учить
чувствовать расслабление и напряжение
мышц корпуса; развивать кисти рук, мышцы
плечевого пояса и плеч; развивать чувства
ритма, координации движений,
артистичность.
Всего
15
8
20 минут
Кубики,
гимнастичес
кая
скамейка,
дуги, мат
8
20 минут Фитбол
мячи,
Гимнастичес
ки е коврики
8
20 минут Гимнастичес
ки е коврики
8
20 минут Гантели,
кубики,
мячи,
песочные
мешочки
72
1440
минут
2.2. Учебно-тематический план для группы 5-6лет
Месяц Тема
Задачи
вид ОД
Всего
часов
Ознакомление с общей структурой и
Сентяб Степрь
аэробика содержанием занятия степ- аэробикой ; освоение
техники базовых шагов, изучение комбинаций и
упражнений на степдосках; совершенствование
координации движений и чувства равновесия;
умение сочетать движения с музыкой и словом.
упражнять в танцевальных движениях; развивать
внимание, память
8
Октябр Фитбол- Ознакомление с общей структурой и
ь
аэробика содержанием занятия фитбол- аэробикой ;
освоение техники базовых шагов, изучение
комбинаций и упражнений на фитболах;
совершенствование координации движений и
чувства равновесия; умение сочетать движения с
музыкой и словом. упражнять в танцевальных
движениях; развивать внимание, память.
8
Ноябрь Танцевал Освоение техники основных базовых
ьная
танцевальных шагов; разучивание связок, блоков
аэробика и программ с использованием основных
движений в танцевальном стиле; учить
самостоятельно изменять движения в
соответствии со сменой темпа музыки; развивать
мышцы шеи, ног; плавность движений;
правильно и ритмично двигаться под музыку
разного характера;
8
Ознакомление с общей структурой и
Декабр Степь
аэробика содержанием занятия степ- аэробикой ; освоение
техники базовых шагов, изучение комбинаций и
упражнений на степдосках; совершенствование
координации движений и чувства равновесия;
умение сочетать движения с музыкой и словом.
упражнять в танцевальных движениях; развивать
внимание, память
Январь Силовая Освоение техники силовой подготовки для
8
аэробика улучшения телосложения и оздоровления;
овладение упражнениями с эспандерами и
гантелями; разучивание связок, блоков и
программ с использованием основных движений
в танцевальном стиле; учить чувствовать
16
Длитель Оборудовани
ность
е
одного
занятия
25Муз. Центр,
минут
коврики,
маты, степплатформы
25 минут Муз. центр ,
коврики маты,
фитбол мячи.
25 минут Муз. Центр,
коврики, маты
25минут
Муз. Центр,
коврики,
маты, степплатформы
25 минут Аудиоаппарат
ура, коврики,
маты,
эспандеры,
гантели,
гимнастически
расслабление и напряжение мышц корпуса;
развивать кисти рук, мышцы плечевого пояса и
плеч; развивать чувства ритма, координации
движений, артистичности.
е палки
Феврал Фитбол- ознакомление с общей структурой и
8
ь
аэробика содержанием занятия фитбол- аэробикой;
изучение комбинаций и упражнений на
фитболах; совершенствование координации
движений и чувства равновесия; умение
сочетать движения с музыкой и словом.
освоение техники упражнений для развития
силы мышц плечевого пояса и спины
8
Март Танцевал освоение техники основных базовых
ьная
танцевальных шагов; разучивание связок,
аэробика блоков и программ с использованием основных
движений в танцевальном
стиле; учить самостоятельно изменять движения
в соответствии со сменой темпа музыки;
формировать умение выполнять прямой галоп,
прыжки; развивать мышцы плечевого пояса,
плеч, ног; развивать чувства ритма, координации
движений, образного мышления.
Апрель Степознакомление с общей структурой и
8
аэробика содержанием занятия степ- аэробикой; освоение
техники базовых шагов, изучение комбинаций и
упражнений на степ-досках; совершенствование
координации движений и чувства равновесия;
умение сочетать движения с музыкой и словом;
упражнять в танцевальных движениях;
развивать внимание, память.
Май
Совмест повторение комбинаций и упражнений на
8
но
фитболах; повторение комбинаций степаэробики; повторение комбинаций
танцевальной аэробики; совершенствование
координации движений и чувства ритма;
Всего
72
17
25 минут Аудиоаппарат
ура, фитбол
мячи, маты
25 минут Аудиоаппарат
ура, маты,
коврики
25 минут Аудиоаппарат
ура, коврики,
маты, степплатформы
25 минут Аудиоаппарат
ура, коврики,
степплатформы,
маты, фитбол
мячи
1800
минут
Учебно-тематический план для подготовительной группы (6-7лет)
Месяц
Тем
Задачи
Всего
а
часов
вид
ОД
Сентябрь СтепФормирование координации движений и чувства 8
аэробика равновесия; умение сочетать движения с
музыкой и словом. упражнять в танцевальных
движениях; развивать внимание, память
8
Октябрь Фитбол- повторение общей структуры и содержания
аэробика занятий фитбол-аэробикой ; повторение техники
базовых шагов, изучение комбинаций и
упражнений на фитболах; совершенствование
координации движений и чувства равновесия;
умение сочетать
движения с музыкой
и словом; упражнять в танцевальных движениях;
развивать внимание, память.
Ноябрь Силовая Овладение техникой сочетания связок и
8
аэробика комбинаций; освоение упражнений общего
воздействия, интенсивные упражнения в
устойчивом ритме (под музыку) с движениями
руками, туловищем, ногами; развитие
координации движений рук и ног в процессе
ходьбы, быстроты реакции, умение сочетать
движения с музыкой и словом. учить
самостоятельно, изменять движения в
соответствии со сменой характера музыки;
учить выражать различные эмоции; развивать
способность к импровизации
Декабрь Степсовершенствование координации движений и
8
аэробика чувства равновесия; умение сочетать движения с
музыкой и словом. упражнять в танцевальных
движениях; развивать внимание, память
Длитель Оборудование
ность
одного
занятия
30 минут Муз. Центр,
коврики, маты,
степплатформы
30 минут Муз. центр ,
коврики, маты,
фитбол мячи
Январь
30 минут Аудиоаппарату
ра, коврики,
маты
6
Фитбол совершенствование координации движений и
аэробика чувства равновесия; умение сочетать движения с
музыкой и словом. упражнять в танцевальных
движениях; развивать внимание, память
8
Февраль Степсовершенствование координации движений и
аэробика чувства равновесия; умение сочетать движения с
музыкой и словом. упражнять в танцевальных
движениях; развивать внимание, память.
Март
Силовая Овладение техникой сочетания
8
аэробика связок и комбинаций; освоение упражнений
общего воздействия, интенсивные упражнения в
устойчивом ритме (под музыку) с движениями
18
30 минут Муз. Центр,
коврики,
гимнастически
е палки, мячи
30 минут Муз. Центр,
коврики, маты,
степплатформы
30 минут Аудиоаппарату
ра, фитбол
мячи, маты
30 минут Аудиоаппарат
у ра, коврики,
гимнастически
е палки,
гантели, мячи
руками, туловищем, ногами; развитие
координации движений рук и ног в процессе
ходьбы, быстроты реакции, умение сочетать
движения с музыкой и словом. учить
самостоятельно, изменять движения в
соответствии со сменой характера музыки; учить
выражать различные эмоции; развивать
способность к импровизации
Апрель Ритмиче Учить передавать в движении характер музыки; 8
ская
повторение комбинаций и упражнений на
аэробика фитболах; совершенствование координации
движений и чувства равновесия; умение сочетать
движения с музыкой и словом.
освоение техники упражнений для развития
силы мышц живота, спины и ног;
совершенствовать различные виды прыжков;
освоение упражнений общего воздействия,
интенсивные упражнения в устойчивом ритме
(под музыку) с движениями руками,
туловищем, ногами
Май
Совмест умение передавать в движении характер музыки; 8
но
умение сочетать движения с музыкой и словом;
освоение техники упражнений для развития
силы мышц живота, спины и ног, плечевого
пояса; освоение упражнений общего
воздействия, интенсивные упражнения в
устойчивом ритме (под музыку) с движениями
руками, туловищем, ногами;
Всего
72
30 минут Аудио-аппарату
ра, коврики,
маты
30 минут Аудиоаппарат
у ра, коврики,
степплатформы,
маты, фитбол
мячи
2160
минуты
2.2.Формы, способы, методы и средства реализации Программы
2.2.1.
Формы организации образовательной процесса
В программе «Детская аэробика» для детей от 4 до 7 лет представлен перечень форм организации
организованной образовательной деятельности детей, выбор которых осуществляется педагогом
самостоятельно. В работе с детьми дошкольного возраста используются преимущественно игровые,
сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит
опосредованно, в процессе увлекательной для детей от 4 до 7 лет деятельности - под музыкальное
сопровождение в игровой или в соревновательной форме.
Формы организации
организованной образовательной деятельности детей.
Формы
Особенности
организации
Индивидуальная
Подгрупповаяи
групповая
Позволяет индивидуализировать обучение, через общение педагога с
ребенком.
Проводятся со всеми детьми группы на основе принципов развивающего
обучения,
личностно-ориентированной
модели
взаимодействия
и
использованием игрового материала, с учетом санитарно – гигиенических
19
требований к нагрузке и сочетанию различных видов деятельности.
Структура тренировки:
Тренировка состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Первая (вводная) часть
занятия направлена на организацию занимающихся, сосредоточение их внимания, формирование
эмоционального и психологического настроя. Это достигается с помощью специальных упражнений:
различные виды ходьбы, бега, прыжков, а также заранее разученных и хорошо освоенных
комплексов по аэробике,степ-аэробике или музыкально-ритмических композиций.
Вторая (основная) часть включает силовую тренировку - важную составляющую любого фитнесрежима. Она способствует наращиванию мышиной массы, что помотает поддерживать нормальную
массу тела. Силовая тренировка включает упражнения с предметами (гантели, жгуты, эспандеры),
упражнения на степ-платформе, атлетическими мячами, отжимания от пола, качание пресса,
подтягивания и т.д.. Силовая тренировка проводится в виде комплeкса прыжков через предмет или
несколько предметов разными особами. В основную часть тренировки можно включить элементы
художественной гимнастики (упражнения с мячами, обручами, лентами и скакалками).
Музыкальное сопровождение начинается на второй неделе, так как на первых обучающих
занятиях приходится давать много словесных указаний и объяснений. По мере освоения упражнений,
достижения определенных навыков, качества и быстроты их выполнения, ребенок может соотносить
свои действия с определенным музыкальным ритмом, и тогда музыкальное сопровождение
становится необходимым.
Подвижные игры — одна из составляющих основной части занятия. Их подбирают с учетом
сложности двигательных действий и интереса для детей. Подвижная игра — это игра умеренной
психофизической нагрузки на развитие мышления, памяти, внимания и коммуникативных
способностей.
Цель третьей (заключительной) части занятия — восстановление организма после физических
нагрузок и переход к другим видам деятельности. В этой части занятия используются дыхательные
упражнения, упражнения на релаксацию, игрового стретчинга. Они помогают снять напряжение в
мышцах. Для поддержания интереса к упражнениям можно использовать стихи, загадки, речевки.
Обучение детей основным видам движений не должно остаться без внимания. Традиционные
занятия проводятся в первые две недели месяца, а фитнес-занятия — на третьейи четвертой неделях.
Для занятий детской аэробикой используется спортивный инвентарь: гимнастические коврики,
гимнастические мячи, гимнастические обручи, гимнастические маты, скакалки, большие резиновые
мячи (фитболы).
2.2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Разъяснять родителям на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноцен- ного
физического развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать
на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулиро- вание двигательной
активности ребенка совместными спортивными занятиями (фитнес), совместными подвижными
играми, создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик,
скакалка и т.д.); совместный просмотр соответствующих художественных и мультипликационных
фильмов.
Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на раз- ных
возрастных этапах их развития.
Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду,
демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания
потребности в двигательной деятельности.
Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках,
организуемых в детском саду.
20
3. Организационный раздел
3.1.
Оборудование и оснащение для занятий «Детская аэробика»
Использование в занятиях большого разнообразия видов малого спортивного оборудования
обусловлено спецификой построения и содержания занятий, формой их проведения. Специфика
спортивного оснащения для занятий «Детской аэробикой» - функциональность.
- Степ-платформа. Тренажѐр для занятий степ-аэробикой. Представляет собой скамейку или
ступеньку с регулируемой высотой, обычно от 10 до 30 см.
- Гимнастические палки Используются для силовой аэробики.
- Гантели для аэробики. Специальные гири, предназначенные для развития мышц, укрепления
суставов.
- Фитбол. Размер подбирается исходя из роста ребѐнка.
- Мячи. Различаются по размеру, цвету, массажные, жѐсткие и мягкие с разной поверхностью. 3
- Конусы (разные по высоте и цвету).
Требования к оборудованию:
Оборудование расположено так, чтобы дети мог ли свободно подходить к нему, самостоятельно
пользоваться, не мешая друг другу. Главное требование, предъявляемое к детскому спортивному
оборудованию - безопасность. Спортивное оборудование для детей изготавливается из безопасных,
экологически чистых материалов, не содержащих химически активных веществ. Металлические
конструкции комплексов, качелей и тренажеров достаточно крепкие и надежные, чтобы выдержать
нагрузки, многократно превышающие вес ребенка, защищены специальными мягкими материалами,
лишенные острых углов. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма
используется набор больших и малых матов.
В основе организации образовательного процесса положен комплексно-тематический принцип
(Календарь праздников (событий)) с ведущей игровой деятельностью с учетом интеграции
образовательных областей, который способствует обеспечить единство воспитательных,
развивающих и обучающих целей и задач.
Построение образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие
возможности для развития детей и способствует организовать информацию оптимальным способом.
Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая
субъектную позицию ребѐнка и постоянный рост его самостоятельности итворчества.
2.4. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Базовая аэробика в оздоровительном фитнесе: уч. пособие / Планета фитнес. – М.: ООО УИЦ
ВЕК, 2006. – 72 с.
2. Виру А. А. Физиологические основы оздоровительного влияния ритмической гимнастики: Учебнметод. пособие. Тарту: Тартуский университет, 1991.
3. квалификации работников образования», 2009.
4. Колесников С.В. « Детская аэробика» Методика , базовые комплексы. Ростов на Дону.; Феникс,
2005г.157 ст. ( илюст.) Школа развития
5. Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий / Е.С.
Крючек . – М.: Терра-Спор, Олимпия Пресс, 2001. – 64с
6. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: в 2 т. Том 1. Теория и методика М.: Федерация аэробики,
2002. - 232с.
7. ЛисицкаяТ.С. ,Сиднева Л.В. Аэробика: в 2 т. Том 2. Частные методики" М.: "Федерация
аэробики", 2002. - 232с.
8. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров
здоровья» / авт.-сост. Е. Ю. Александрова. –Волгоград: Учитель, 2006. -151 с.
9. Организация занятий детей старшего дошкольного возраста по про- грамме физкультурнооздоровительной направленности «Детский фит- нес»/М.А.Саютина. – Тамбов: ТОГОАУДПО
21
«Институт повышения
10. Ростова В.А., Ступкина М.О. Оздоровительная аэробика : Уч. пособие. – Спб.: Высшая
административная школа, 2003 – 115 с.
11. Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия в детском саду для детей 3—5 лет – М.,
2014.
12. Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия в детском саду для детей 5—7 лет – М.,
2014.
13. Сулим Е.В. Игровой стретчинг. – М., 2014.
14. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е. Г. Лечебно - профилактический танец. «ФИТНЕС - ДАНС».Учебное
пособие –СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2007.- 384с.
15. Фирилева Ж.Е.,Е. Г. Сайкина «СА-ФИ-ДАНСЕ «Танцевально – игровая гимнастика для детей.
Учебно-методическое пособие дошкольных и школьных учреждений. –СПб.; « Детство- пресс»,35с
2.5. Особенности организации курса «Детская аэробика»
Реализация программы осуществляется один раз в неделю во II половине дня. Занятия проводятся
по возрастным группам:
Первая группа (4-5 лет) Вторая группа (5-6 лет) Третья группа (5-7 лет) Четвертая группа (6-7
лет)Возможны индивидуальные занятия.
Дети дошкольного возраста принимаются в группы без предварительной подготовки. Объѐм
учебной нагрузки в течение недели определѐн в соответствии с
⁃ Санитарными правилами 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи (утверждено
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрацион-ный №
61573);
⁃ Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды оби-тания"
среды обитания» (утверждено постановлением Главного государственного санитарно-го врача
Российской Федерации от 28.01.2021 г. №2, зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021г. №
62296);
Учебный план
Возрастная
Общее количество
Периодичность
группа
образовательной деятельности образовательной
в год
деятельности
от 4 до 5
72
2 раза в неделю
лет
от 5 до 6
72
2 раза в неделю
лет
от 6 до 7
72
2 раза в неделю
лет
22
Длительность
Образовательной
деятельности
20 минут
25 минут
30 минут