Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе Концептуальные основания оценки качества образовательной деятельности определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также ФГОС ДО, в котором определены государственные гарантии качества образования. Оценка качества дошкольного образования направлена, в первую очередь, на оценивание созданных в МБДОУ условий образовательной деятельности, т.е. образовательной среды, включая: - «Предметно-пространственная среда»; - «Присмотр и уход за детьми»; - «Речь и мышление»; - «Виды детской активности»; - «Взаимодействие»; - «Структурирование программы»; - «Родители и персонал». Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности МБДОУ на основе достижения детьми с ТНР планируемых результатов освоения Программы. Целевые ориентиры, представленные в Программе: - не подлежат непосредственной оценке; - не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития обучающихся с ТНР; - не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей с ТНР; - не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей с ТНР; - не являются непосредственным основанием при оценке качества образования. Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: – педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; – детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности; – карты развития ребенка дошкольного возраста с ТНР; – различные шкалы индивидуального развития ребенка с ТНР. МБДОУ использует предоставленное ему право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики. В соответствии со ФГОС ДО и принципами Программы оценка качества образовательной деятельности по Программе: 1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного возраста с ТНР; 2) учитывает факт разнообразия путей развития ребенка с ТНР; 3) ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности используемых образовательных программ и организационных форм дошкольного образования для детей дошкольного возраста с ТНР; 4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи, образовательной организации и для педагогов МБДОУ в соответствии: – с разнообразием вариантов развития ребенка с ТНР в дошкольном детстве, – разнообразием вариантов образовательной среды, – разнообразием местных условий; 5) представляет собой основу для развивающего управления программой дошкольного образования для детей с ТНР на уровне МБДОУ, Программой предусмотрена внутренняя система оценки качества образования в МБДОУ на основе самообследования, самооценки дошкольной образовательной организации. На уровне МБДОУ система оценки качества реализации Программы решает задачи: - повышения качества реализации Программы; - реализации требований ФГОС ДО к структуре, условиям и целевым ориентирам Программы; - задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив развития самого МБДОУ; - создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим образованием обучающихся с ТНР. Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в МБДОУ является оценка качества психолого-педагогических условий реализации Программы в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне МБДОУ. Это позволяет выстроить систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в соответствии со ФГОС ДО посредства экспертизы условий реализации Программы. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют доказательную основу для корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности. Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют родители (законные представители) обучающихся с ТНР и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности МБДОУ, предоставляя обратную связь об удовлетворенности качеством образовательной деятельности в МБДОУ. Диагностическая работа строится с опорой на основные психологодиагностические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой: • Принцип комплексного подхода - взаимодействие педагога-психолога, учителялогопеда, медицинских работников, педагогов при определении причин, механизмов психологической сущности и структуры нарушения в развитии ребенка; • Принцип системного подхода - анализ структуры дефекта и иерархии нарушений, а также компенсаторных возможностей; • Принцип единства качественного и количественного анализа результатов обследования: анализ процесса деятельности, учет особенностей мотивации, программирования, регуляции, содержательной стороны деятельности и ее результатов. Особенности «зоны ближайшего развития» воспитанника; Принцип структурно-динамического подхода ориентирован на изучение особенностей развития ребенка с точки зрения соответствия с закономерностями онтогенеза. В условиях коррекционного обучения обязательно учитывается характер динамики развития каждого ребенка, так как она может отражать сущность отставания; • Принцип деятельностного подхода. Диагностическая работа должна строиться с учетом ведущей деятельности, ее основных структурных компонентов, уровня сформированности и перспектив развития основных возрастных новообразований. При обследовании ребенка дошкольного возраста должен быть определен уровень сформированности речевой деятельности. Важно исследовать некоторые стороны психического развития (наглядно-образное мышление, общие познавательные мотивы, соотношение зрительного и смыслового поля, использование символических средств, развитие общих представлений). Не менее важным является анализ субъективной активности в самостоятельной исследовательской и продуктивной деятельности; • Принцип единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа позволяет продуктивно использовать результаты обследования для построения образовательного процесса, с учетом индивидуальных особенностей развития детей с ТНР. Воспитатели в диагностической работе используют только метод наблюдения и анализируют образовательные трудности детей, которые возникают у детей в процессе освоения разделов образовательной программы, т. е. решают задачи педагогической диагностики. Учитель-логопед, педагог-психолог используют различные методы психологопедагогической диагностики в рамках своей профессиональной компетентности. При обследовании предполагается использование апробированных методов и диагностических методик. В основе оценки качества результатов образовательной деятельности, коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР определен подход педагогической диагностики индивидуального развития ребенка 3–7 лет Карповой Ю.В Индивидуальные образовательные потребности ребенка определяются с учетом показателей речевого, познавательного и личностного развития, выявленных при психологопедагогическом обследовании, осуществляемого учителем-логопедом, педагогом-психологом. Результаты психолого-педагогической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей, а также позволят определить содержание образовательной работы с ребенком с учетом выявленных образовательных трудностей.