Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности
по Программе
Концептуальные основания оценки качества образовательной деятельности
определяются требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации», а также ФГОС ДО, в котором определены государственные гарантии
качества образования.
Оценка качества дошкольного образования направлена, в первую очередь, на
оценивание созданных в МБДОУ условий образовательной деятельности, т.е.
образовательной среды, включая:
- «Предметно-пространственная среда»;
- «Присмотр и уход за детьми»;
- «Речь и мышление»;
- «Виды детской активности»;
- «Взаимодействие»;
- «Структурирование программы»;
- «Родители и персонал».
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной
деятельности МБДОУ на основе достижения детьми с ТНР планируемых результатов
освоения Программы.
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и
промежуточного уровня развития обучающихся с ТНР;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей с ТНР;
- не являются основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки детей с ТНР;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их
образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной
деятельности;
– карты развития ребенка дошкольного возраста с ТНР;
– различные шкалы индивидуального развития ребенка с ТНР.
МБДОУ использует предоставленное ему право самостоятельного выбора
инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том
числе, его динамики.
В соответствии со ФГОС ДО и принципами Программы оценка качества
образовательной деятельности по Программе:
1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного
возраста с ТНР;
2) учитывает факт разнообразия путей развития ребенка с ТНР;
3) ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности
используемых образовательных программ и организационных форм дошкольного
образования для детей дошкольного возраста с ТНР;
4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи, образовательной
организации и для педагогов МБДОУ в соответствии:
– с разнообразием вариантов развития ребенка с ТНР в дошкольном детстве,
– разнообразием вариантов образовательной среды,

– разнообразием местных условий;
5) представляет собой основу для развивающего управления программой дошкольного
образования для детей с ТНР на уровне МБДОУ,
Программой предусмотрена внутренняя система оценки качества образования в
МБДОУ на основе самообследования, самооценки дошкольной образовательной
организации.
На уровне МБДОУ система оценки качества реализации Программы решает
задачи:
- повышения качества реализации Программы;
- реализации требований ФГОС ДО к структуре, условиям и целевым ориентирам
Программы;
- задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив
развития самого МБДОУ;
- создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим
образованием обучающихся с ТНР.
Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в
МБДОУ является оценка качества психолого-педагогических условий реализации
Программы в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне МБДОУ. Это
позволяет выстроить систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего
дошкольного образования в соответствии со ФГОС ДО посредства экспертизы условий
реализации Программы.
Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют
доказательную основу для корректировки образовательного процесса и условий
образовательной деятельности.
Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют
родители (законные представители) обучающихся с ТНР и другие субъекты
образовательных отношений, участвующие в оценивании образовательной деятельности
МБДОУ, предоставляя обратную связь об удовлетворенности качеством образовательной
деятельности в МБДОУ.
Диагностическая работа строится с опорой на основные психологодиагностические принципы, признанные отечественной специальной психологией и
коррекционной педагогикой:
• Принцип комплексного подхода - взаимодействие педагога-психолога, учителялогопеда, медицинских работников, педагогов при определении причин, механизмов
психологической сущности и структуры нарушения в развитии ребенка;
• Принцип системного подхода - анализ структуры дефекта и иерархии нарушений,
а также компенсаторных возможностей;
• Принцип единства качественного и количественного анализа результатов
обследования: анализ процесса деятельности, учет особенностей мотивации,
программирования, регуляции, содержательной стороны деятельности и ее результатов.
Особенности «зоны ближайшего развития» воспитанника;
Принцип структурно-динамического подхода ориентирован на изучение
особенностей развития ребенка с точки зрения соответствия с закономерностями
онтогенеза. В условиях коррекционного обучения обязательно учитывается характер
динамики развития каждого ребенка, так как она может отражать сущность отставания;
•
Принцип деятельностного подхода. Диагностическая работа должна
строиться с учетом ведущей деятельности, ее основных структурных компонентов, уровня
сформированности и перспектив развития основных возрастных новообразований. При
обследовании ребенка дошкольного возраста должен быть определен уровень
сформированности речевой деятельности. Важно исследовать некоторые стороны
психического развития (наглядно-образное мышление, общие познавательные мотивы,
соотношение зрительного и смыслового поля, использование символических средств,

развитие общих представлений). Не менее важным является анализ субъективной
активности в самостоятельной исследовательской и продуктивной деятельности;
• Принцип единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа
позволяет продуктивно использовать результаты обследования для построения
образовательного процесса, с учетом индивидуальных особенностей развития детей с
ТНР.
Воспитатели в диагностической работе используют только метод наблюдения и
анализируют образовательные трудности детей, которые возникают у детей в процессе
освоения разделов образовательной программы, т. е. решают задачи педагогической
диагностики.
Учитель-логопед, педагог-психолог используют различные методы психологопедагогической диагностики в рамках своей профессиональной компетентности.
При обследовании предполагается использование апробированных методов и
диагностических методик.
В основе оценки качества результатов образовательной деятельности,
коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР определен подход педагогической
диагностики индивидуального развития ребенка 3–7 лет Карповой Ю.В
Индивидуальные образовательные потребности ребенка определяются с учетом
показателей речевого, познавательного и личностного развития, выявленных при психологопедагогическом обследовании, осуществляемого учителем-логопедом, педагогом-психологом.
Результаты психолого-педагогической диагностики могут использоваться для решения
задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции
развития детей, а также позволят определить содержание образовательной работы с ребенком
с учетом выявленных образовательных трудностей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».